КЦСОН поделился опытом организации курсов компьютерной грамотности для пенсионеров

21 ноября на базе Пенсионного фонда России состоялся семинар в формате видеоконференции по теме «Особенности организации курсов компьютерной грамотности для пенсионеров на основе программы «Азбука интернета», обмен практиками». Специалисты из самых разных городов России обменялись опытом организации подобных курсов.  Это работники образовательных учреждений, библиотек и социальных организаций, занимающиеся обучением пожилых людей компьютерной грамотности.

Ведущей семинара была куратор проекта «Азбука интернета», тренер-практик Лариса Кошурина (Нижний Новгород). С докладами выступили представители Сахалинской, Астраханской, Ивановской, Белгородской, Ярославской и Архангельской областей.

Астраханскую область представляла сотрудница комплексного центра социального обслуживания  г. Камызяк Жамантикова Гульмира. Она рассказала об особенностях обучения людей пожилого возраста в комплексных центрах социального обслуживания.

В своём докладе она выделила основные моменты, связанные со спецификой обучения в пожилом возрасте:

  • Во-первых, пожилые люди гораздо труднее воспринимают новую информацию. Люди в этом возрасте больше склонны оценивать и критиковать, чем воспринимать и использовать новую информацию. Если дети впитывают всё, как губка, то пожилые фильтруют информацию: то, что они считают в данный момент ненужным или неважным, они пропускают мимо сознания.
  • Во-вторых, на курсы приходят люди с разным уровнем подготовки, разными целями и интересами. То, что одному важно и интересно, другому может быть неважно или давно знакомо.
  • И, в-третьих, из-за проблем со здоровьем или семейных обстоятельств пожилые люди нерегулярно посещают занятия. Давление поднялось, в больницу лег, кто-то из близких заболел, за внуками попросили присмотреть и т.д. – всё это частые причины пропусков занятий.

Все эти моменты необходимо учитывать при организации компьютерных курсов и быть готовым к таким трудностям.

Гульмира рассказала о том, как, с учетом этих проблем, организованы курсы в Камызякском комплексном центре: о том, как формируются группы, какое количество учащихся в группе является оптимальным, и о том, какое важное значение имеют отношения в группе. Когда на курсы записываются подруги, коллеги, родственники, хорошо знающие друг друга, им гораздо веселее и интереснее учиться. В таких группах всегда выше посещаемость и эффективнее учеба. По окончании курсов такие группы, как правило, устраивают себе «выпускной» с чаепитием, с посиделками. С такими группами всегда очень интересно и легко работать.

Кроме того, в докладе были перечислены плюсы МОДУЛЬНОГО обучения, основанного на материалах сайта азбукаинтернета.рф:

  1. Оно помогает структурировать материал, не давая «расплываться» в обширном море информации из компьютерного мира.
  2. Помогает сократить время обучения, сделав его более целенаправленным и практически ориентированным. Для учащегося важно не просто пройти курсы и получить «сертификат», а усвоить и научиться применять новые, полезные для жизни навыки.
  3. Приучает к постоянному самообразованию. Невозможно знать всё. Нельзя всё выучить сразу и навсегда. Если раньше мы считали, что закончив школу и институт, мы закончили учебу, то в современных условиях необходимо заниматься постоянным самообразованием. Особенно это касается сферы информационных технологий, где знания, порой, устаревают быстрее, чем мы можем их освоить. Каждый день появляются новые приложения, выпускаются новые версии, обновления, модели устройств и т.д. И в этих условиях учеба – это непрерывный процесс.

Мы каждый день чему-то учимся, и не только когда сидим за книгой и за партой. И интернет как раз дает человеку такую возможность – самостоятельно находить нужную информацию, чтобы применить её с пользой для жизни. Кроме того, он дает возможность обмениваться полезной информацией с другими, помогать друг другу в развитии и самообразовании. Наверное, это и есть та сверхзадача, ради которой человечеством и был создан интернет.

Очень большое внимание на компьютерных курсах следует уделять повышению сознательности, информационной культуры людей. Ведь не секрет, что информационное пространство сегодня содержит много негативной, фейковой информации. И очень важно, чтобы люди отдавали себе отчет: что они транслируют в сеть, что они «репостят» и «лайкают», какое влияние это оказывает на наше общество. Пожалуй, это наиболее важная социальная задача в сфере повышения компьютерной грамотности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *